Реклама



Партнёры


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
Фюзеляж авиамодели PDF Печать E-mail
Автор: admin   
28.07.2011 13:49

Фюзеляжи авиамоделей

Фюзеляж модели является ее корпусом, на котором монти­руются все основные части модели: крыло, оперение, мотор, шас­си. В нем размещается полезный груз.

Фюзеляж летающей модели испытывает большие нагрузки при посадке и от вибрации мотора. В особенности сложные на­грузки испытывает фюзеляж резиномоторных моделей, он под­вергается одновременно сжатию и кручению под действием ре­зины.

Продольными конструктивными элементами фюзеляжа явля­ются   стрингеры,   поперечными — шпангоуты.   Широкое   распространение получили фюзеляжи скорлупного типа (монокок), выклеиваемые из шпона легких пород дерева и синтетических углеи стекловолокнистых тканей на эпоксидных смолах.

Фюзеляж моделей-макетов изготовляют из дерева или пласт­масс, сохранив подобие внешних форм и обеспечив стойкость при длительном хранении модели в условиях выставок и музеев.

Шпангоут летающей, особенно резиномоториой, модели — ответственная деталь, которая должна быть проч­ной и иметь малую массу. Обычным материалом для них служит авиационная березовая фанера различной толщины.

Процесс изготовления разборной кордовой пилотажной моде­ли следующий: размечается фанера, обрабатывается по контуру, вырезаются облегчения и пазы, готовый шпангоут зачищается.

Фанерные шпангоуты просто изготовить и собрать на прос­тейшем реечном стапеле. Но они имеют довольно большую массу. Кроме того, жесткость шпангоутов неодинакова вдоль и поперек волокон рубашки.

 

Шпангоуты из шпона или пластин изготовляют в следующей последовательности: шпон разрезается на плоскости, полоски склеиваются внахлестку по чертежу, излишки обрезаются стамес­кой и прорезаются пазы для стрингеров. Полученные таким обра­зом шпангоуты обладают большой прочностью при малой массе.

Рекомендуется применять березовый шпон толщиной 0,5 — 1 мм, бальзовые, сосновые и липовые пластины.

Клееные шпангоуты обычно изготовляют для фюзеляжей овального или круглого сечения. Эти шпангоуты обладают боль­шой прочностью, но их труднее сделать, так как для каждого шпангоута необходимо изготовлять отдельный шаблон.

Материалом служат полоски березового шпона или тонкие сосновые рейки толщиной 1 —1,5 мм.

Процесс изготовления следующий: делают шаблон; заготов­ляют полоски шпона или сосновые рейки, сгибают и заклеивают рейки казеиновым клеем, просушивают, зачищают и подгоняют под размер.

Шпангоуты из бальзы выполняют из тонких пластин бальзы толщиной от 1 до 5 мм. Процесс изготовления следующий: подго­товляют пластину, зашкуривают, размечают оси, контур и пазы, вырезают ножом контур, а затем тем же ножом или лобзиком — облегчение.

Применять бальзовые шпангоуты выгодно, так как их просто изготовить и подогнать после установки шпангоутов на фю­зеляже.

Стрингеры — продольные элементы конструкции фюзеля­жа, представляют собой рейки прямоугольного сечения, выпол­ненные из сосны или бальзы. Их строгают рубанком с помощью протяжки.

Приспособлениями для сборки служат стапель — прямая рейка или доска, на которой ведется разметка и сборка фюзеля-

жа, и плаз — чертеж на доске, фанере или бумаге, прикрепленный на ровной доске, на котором собирают и склеивают панели ферм и каркаса фюзеляжа.

Применение стапелей и плазов повышает точность работы и значительно облегчает процесс сборки.

Фюзеляж летающей модели наборный из реек. Рейки, заготовленные для стрингеров, прикладывают к плазу (чертежу) и размечают места расположения стоек. Стойки нужного сечения обрезают по длине, уменьшенной на толщину одного стрингера, и заостряют лопаточкой. Острием ножа прокалывают стрингер и вставляют смазанный клеем конец стойки в прорезь на стрингере. Так, последовательно, начиная с носа к хвосту, набирают стойки на один стрингер. Затем накладывают второй стрингер и собирают с первым.

Изготовленные таким образом правую и левую панели фюзеляжа соединяют между собой поперечными стойками, выравнивают на глаз и контролируют по чертежу. Затем промазывают все места соединений клеем, связывают концы реек на носу и хвосте, еще раз проверяют, нет ли перекосов, после чего фюзеляж подвешивают в вертикальном положении до полного высыхания клея.

Когда клей просохнет, ставят передние и задние бобышки, детали креплений и усиления.

Фюзеляж летающей модели с фанерными шпангоутами можно собирать без стапеля и на стапеле. Сборка без стапеля производится в следующем порядке. Шпангоуты раскладывают на чертеже по порядку и нумеруют их, идя от носа к хвосту модели. На стрингерах размечают мягким карандашом места 'шпангоутов. Два соседних шпангоута, расположенных в середине модели, приматывают нитками без клея к стрингерам. Получив таким образом основу фюзеляжа, приматывают последовательно все шпангоуты носовой части фюзеляжа, а затем хвостовой. Выровняв стрингеры и шпангоуты, места стыков смазывают клеем, а затем фюзеляж подвешивают в вертикальном положении для просыхания клея. Подогнав переднюю и заднюю бобышки, их вклеивают на места, после чего можно поставить раскосы, крепления и другие детали. При такой сборке фюзеляж легко может быть перекошен в момент закрепления носовой и хвостовой бобышек, поэтому необходимо особенно тщательно проверить его после вклеивания бобышек.

Раскосы и детали усиления надо ставить и подгонять так, чтобы они садились свободно и удерживались только клеем.

Постановка раскосов с усилием «в распор» вызывает искривление фюзеляжа.

Сборка фюзеляжей со шпангоутами из бальзы, шпона и переклейки производится в такой же последовательности и таким же способом, как и фюзеляжей с фанерными шпангоутами без стапеля. Большая жесткость таких шпангоутов в этом случае обеспечивает более точную сборку фюзеляжа.

Сборка на стапеле. Назначение стапеля — дать возможность точно установить шпангоуты и стрингеры перед склейкой и удерживать их в таком положении до полного просыхания клея.

Проще всего собирать на стапеле фюзеляжи с фанерными и бальзовыми шпангоутами. Для этого шпангоуты имеют в средней, невырезанной части точно размеченные отверстия по размеру стапельного бруска (рис. 147). Стапель должен быть достаточно жестким, чтобы изгиб стрингеров не вызывал его деформаций.

При этом методе сборку фюзеляжей начинают с того, что шпангоуты нанизывают на стапель и закрепляют на местах, соответствующих разметке по чертежу. Затем в гнезда укладывают стрингеры, притягивают их ниткой (или пришпиливают тонкими булавками) и закрепляют на шпангоутах каплями клея.

После высыхания клея перемычки на шпангоутах подрезают, освобождают от них стапель и вынимают его из фюзеляжа. В тех случаях, когда стапель нельзя вынуть через передний или задний шпангоут, его распиливают и вынимают по частям.

Раскосы и детали усиления конструкции нужно устанавливать на фюзеляже до снятия его со стапеля.

Подмоторные рамы, носовые и хвостовые бобышки надо особенно внимательно закреплять и аккуратно подгонять. При несимметричном закреплении стрингеров в бобышках получается перекос всего фюзеляжа, а при неудовлетворительной проклейке соединений бобышка под действием усилия от резиномотора или при грубой посадке будет сорвана со своего места, что может привести к серьезной аварии. Чтобы усилить носовую часть летающей модели, передние шпангоуты делают толще, а места стыков со стрингерами усиливают кницами, оклеивают тонкой фанерой или тканью и обматывают нитками с клеем. Таким же способом закрепляют и хвостовую бобышку.

После того как стапель снят, носовую часть фюзеляжа можно оклеить плотной бумагой или бальзой.

Обновлено 21.07.2013 19:22
 
.